Главная / Золотой век русской литературы с середины XVIII века до конца XIX

Золотой век русской литературы с середины XVIII века до конца XIX

Вторая половина XVIII века – это подъем русской науки и культуры, успехи в книгопечатании и книжной торговле. Расширяется деятельность казенных типографий, перед которыми была поставлена задача «стараться переводить и печатать книги гражданские различного содержания, в которых бы забава и польза соединены были». С этого времени социальная роль книги резко увеличивается. При Иване Грозном книга должна была играть объединяющую роль, далее ее назначение было просвещение людей – и опять же с подачи правительства. И типографии были только казенные. К концу XVIII века русское общество достигло той стадии развития, когда оно уже само могло самостоятельно мыслить, без контроля и давления государственной власти. Теперь не только правительство, но и просвещенное общество осознает социальную роль книги. Большой приток информации из западноевропейских стран, несущей в себе новые идеи устройства общества, позволил мыслящим русским людям взглянуть на Россию как бы со стороны, увидеть пороки общества. Начинается процесс нарастания оппозиционных мнений. А инструмент у  оппозиции в условиях самодержавия только один – книга. Именно с этого времени у печатного слова в русском обществе появляется особый статус. Именно с этого времени можно начать историю такой науки как социология книги, выделившуюся  в специальное направление в 70-е годы ХХ века.
 Екатерина II положила начало изданию литературно-публицистических журналов. «Многие книгу взяв в руки уже зевают, а листочку навстречу с улыбкой бегут» - рассуждала она, учреждая свой журнал «Всякая всячина»(1769). Именно эти журналы, по словам Бутенко И.А., уже с  40х годов XIX столетия являли собой не только и не столько издания, посвященные литературной критике, сколько общественные каналы выражения определенных политических взглядов.
 В этом же, 1769 году открывает свой журнал «Трутень» «ревнитель русского просвещения» Николай Иванович Новиков. Именно этот журнал стал первым носителем оппозиционной мысли, вступив в полемику со «Всякой всячиной» по острым общественно-литературным вопросам, что вызвало гнев императрицы и последующие цензурные ограничения. Однако политическая и гражданская позиция Новикова завоевала множество приверженцев. И вскоре после закрытия «Трутня» журнал зарегистрировали под новым названием «Пустомеля». На его страницах острая сатира сменилась умеренной критикой, но это не спасло, и журнал закрыли. Та же участь постигла и следующую «модификацию» журнала – «Живописца». Идейные взгляды Новикова расходились со взглядами господствующей власти, и в 1792 году Николай Иванович был заточен в Шлиссельбурскую крепость. Последние годы Новикова прошли в родовом имении, где его, старого и больного навещали только родственники и друзья.
 В 1783 году был издан указ «О вольном книгопечатании», дававший право на открытие частных типографий. Для издания бесцензурных книг открыл свою типографию А.Н.Радищев, которого впоследствии за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Екатерина назвала «бунтовщиком хуже Пугачева». Радищев был заключен в Петропавловскую крепость.
 Арест и заключение Новикова и Радищева – первые в истории России аресты за неугодную правительству книгу.  При Павле I множество иностранных книг было запрещено к ввозу, тысячи книг – сожжены. В 1804 году принят первый цензурный устав. С 1807 года, параллельно с официальной цензурой Министерства народного просвещения стала развиваться особая цензура тайной полиции. Все эти факты лишь подтверждают ту огромную роль, которую с конца XVIII века стала играть книга в России (разумеется, речь идет о просвещенном дворянском обществе, крепостные крестьяне в большинстве своем были неграмотны, а простые люди довольствовались религиозными лубочными изданиями).
 Несмотря на все большее свирепствование цензуры (а при Николае I Россия вообще превратилась в полицейское государство), XIX век был назван «золотым веком русской литературы». В нем творили Пушкин, Лермонтов, Гоголь и многие другие выдающиеся писатели, поэты и литературные критики. Росла численность пишущей и читающей публики. Период политической реакции стал временем расцвета искусства, и, прежде всего искусства слова.
 Неудивительно, что уже к середине XIX века в России сложилось особое отношение к печатному слову (в первую очередь, к художественному). Интеллигенция, активно читающая и пишущая, исполняла роль, отводимую в гражданском обществе оппозиции. В связи с длительным существованием цензуры, отсутствием политических партий литературное творчество несло исключительную идеологическую нагрузку. Оно оставалось единственной возможностью выразить взгляды, отличные от общепринятых. При этом авторы нередко прибегали к эзопову языку, что создало особую практику вдумчивого чтения, чтения между строк. Читатель стремился извлечь из текста нечто, не сказанное писателем прямо в силу цензурных ограничений, а «зашифрованное» им так, чтобы можно было понять намек, то есть значительно больше непосредственно напечатанного. Тем самым подобное чтение становилось в значительно большей мере творческим актом, диалогом, в котором читатель играет весьма активную роль. Статус «серьезной» литературы на протяжении более чем столетия оставался в России таким высоким именно в связи с ее обращением в художественной форме к таким проблемам, которые в литературе ни в одной стране мира не обсуждались. Это же обстоятельство придало особый статус и литературно-художественной критике, статус, сохранившейся до середины 90-х годов ХХ века.
 Конечно же, это касалось далеко не всех читателей. Массовое чтение отнюдь не сводилось к потреблению изданий, носивших на себе печать той или иной идеологии, выражавших ту или иную социальную тенденцию. Говоря о русской культуре и о традиции вдумчивого чтения, о традиции отношения к книге, как к большой ценности (только русские люди в течение всей своей жизни собирают «домашнюю библиотеку», на Западе это не принято), очевидно, большинство исследователей имеют в виду наиболее интеллектуально нагруженные слои общества.






© 2007-2017. При копировании материалов с сайта активная текстовая ссылка обязательна.