Главная / Книгопечатное дело в Центральной Европе

Книгопечатное дело в Центральной Европе

В Центральной Европе начало еврейскому книгопечатанию было положено в 1512 г. в Праге  группой печатников во главе с Х.Шахором, к которой в 1514 г. присоединился Гершом, родоначальник династии типографов. Они выпустили к 1522 г. 4 молитвенника и Пятикнижие, на титульном листе которого появляется орнаментированное изображение благословляющих рук кохена, ставшее почти до конца XVIII в. типографским  знаком семьи Кохен. В 1599 г. из Венеции в Прагу переехал Я’аков Бак. Основанная им типография с 1605 г. печатала главным образом молитвенники.
Учениками Гершома были братья Халич (Шмуэль, Ашер и Эльяким), переехавшие в Краков, где получили лицензию от Сигизмунда I в 1534г., когда издали галахические сочинения Ицхака  Дюрена (2-я половина XIII в.). «Ша’арей Дура» («Врата Дюрена») с нарядным титульным листом. Они продолжали печатать еврейские книги и после 1537 г., когда приняли христианство, и их издания, бойкотируемые евреями, были по приказу короля скуплены общинами Кракова, Познани и Львова. В Кракове же вышла в 1534 г. первая из дошедших до нас печатных книг на идиш - словарь-конкорданция «Миркевет ха-Мишне» (позднее название «Сефер рабби Аншел»- «Книга рабби Аншела»). С переездом в 1569 г. из Венеции в Краков Ицхака Простица, издательский дом которого за почти 60-летний период выпустил около 200 книг (из них 73 на идиш), в том числе Библию, Талмуд, Зохар, сочинения по философии, истории, математике и др., в Польшу проникло влияние итальянского стиля книгопечатания. До 1590 г. их типографским знаком был овен, а затем - рыбы.  В 1630-1670 гг. издательская семья Майзеле вернулась к пражскому стилю книгопечатания.
Другим  центром  еврейского   книгопечатания  XVI - XVIII вв. в Польше стал Люблин,   куда в 1547 г. переехала  семья  Х.Шахора и печатала там  махзоры,  а в 1557 г. издала нарядное  Пятикнижие,  в числе  печатников которого значится зять Шахора  -  Калонимус  Яффе (типографский  знак  - изображение  Храма). В  1573 г. он возглавил типографию, просуществовавшую до конца XVII в. (с 1604 г. типографский знак - олень и рыбы).






© 2007-2017. При копировании материалов с сайта активная текстовая ссылка обязательна.