Главная / Рукописная книга XI-XV веков

Рукописная книга XI-XV веков

Древнейшие славянские рукописные книги известны были еще с Х, ХI веков. Самой ранней из них является Остромирово Евангелие (1056-1057 гг).
 В XIV веке некоторые южнославянские книги стали писать на бумаге, однако окончательный переход на нее произошел в XV веке. Хотя и в этом столетии еще применялся пергамент, но использовался все реже.
 По содержанию рукописные книги периода Древней Руси преимущественно духовные, связаны с христианским вероучением. Но есть среди них и светские произведения – летописно-исторического, делопроизводственного и научного характера. Существование древнерусских рукописных книг обусловлено потребностью в них, связанной с введением христианства на Руси и необходимостью отправления религиозного культа в церквях и монастырях, а также поддержания православного благочестия в семье и быту. Сферой деятельности, обеспечивающей достаточное количество рукописных книг, была система книгописных мастерских при государственных (княжеских) канцеляриях. Перепиской книг и художественным оформлением занимались монахи, церковнослужители и светские люди.
 Дошедшие до нас сведения о деятельности книгописных мастерских свидетельствуют о достаточно разнообразном характере переписывания книг. В основном это были переводные исторические хроники жития, летописи, поступающие из Византии и Болгарии. Начиная с XI века появилась оригинальная литература: «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Были и художественные произведения, в частности, книги Кирилла Туровского.
 В X-XI веках книга была главным образом инструментом религиозной пропаганды, образования, а также духовно-нравственного воспитания. Вместе с тем, книга, дошедшая до нас с самых древних времен, есть основной и достоверный источник изучения отечественной культуры.
 К XV веку Русь полностью пережила потрясения Батыева погрома и вступила в новую стадию развития книжности, была способна к созданию памятников мирового уровня. Не случайно рубеж XIV-XV веков окрашен сменой художественного стиля оформления русских книг под воздействием греческих и югославянских влияний.
 Главными лицами в создании книги XIII-XV вв, конечно же, являлись писцы.  Но не только они одни. Если рукопись была выполнена исключительно писцом, без привлечения мастеров для оформления, то она была нужна в основном для домашнего, келейного чтения.  Если же книга предназначалась для торжественного чтения при богослужении или создавалась для особого вклада, например, по заказу князя или архиерея, то для ее изготовления привлекались «златописцы». Таково, например, Сейское Евангелие, сделанное по личному заказу Ивана Калиты.
 Нередко в книгах приводились имена их заказчиков. Записи о заказчиках позволяют не только представить социальный состав потребителей книги, но и цели, причины создания тех или иных рукописей: обетные, во исполнение каких-то клятв, для спасения от бед, для пополнения «комплектов» книг, необходимых для богослужения или монашеского делания; политические – с целью  получения расположения какого-либо лица, распространения влияния с помощью дорогого подарка. Встречаются записи, свидетельствующие о библиофилии и обычном стремлении человека приобрести любимое им произведение.
 В целом в оформлении и репертуаре русской книги XIV-XV вв наблюдается, с одной стороны, возрождение традиций Киевской Руси, а с другой – тяготение к греческим и югославянским образцам, что позволило многим ученым характеризовать книги этой эпохи как отражение тенденций русского предвозрождения.






Rambler's Top100
© 2007-2017. При копировании материалов с сайта активная текстовая ссылка обязательна.