Главная / Книгопечатное дело в Италии

Книгопечатное дело в Италии

Классической родиной еврейского книгопечатания является Италия. Родиной типографского дела является Германия.  Этим объясняется тот факт, что еврейские типографии основываются почти всюду немецкими евреями. В это время вообще была сильна еврейская эмиграция из Германии в Италию. Самуил - основатель знаменитой типографской фирмы «Сончино», был родом из Фюрта. Немецкого происхождения были также мантуанские и неаполитанские типографы. Где была основана первая еврейская типография, точно не известно. Первая общая типография была основана в Риме в 1465г. Было высказано предположение, что и первая еврейская типография в Италии была основана в Риме между 1466 и 1474 гг. Фактически известно лишь то, что в 1475 г.  две объемистые еврейские книги закончили печататься почти одновременно в противоположных окраинах Италии: в Реджио-ди-Калабри (5 февраля) и Пиове-ди-Сакко (3 июля). Напечатанный в Реджио комментарий Раши к Пятикнижию содержит 58 печатных листов, почему Хвольсон относит начало его печатания к началу 1474 г. Напечатанный же в Пиове-ди-Сакко кодекс Якова содержит 460 листов, и печатание его отняло, по крайней мере, два года. Таким образом, родиной еврейского типографского дела следует считать Пиове-ди-Сакко (первым еврейским типографом в Италии, известным нам, является Мешуллам Рафа). После этого следы еврейской типографии в Пиове-ди-Сакко теряются. В 1474 г. основана была Авраамом еврейская типография в Реджио – ди - Калабри. Нам известен лишь один экземпляр его издания Раши к Пятикнижию. Вскоре еврейская типография в Реджио исчезает, несмотря на то, что Реджио был большим культурным центром, в особенности с 1492г. до 1511 г. Около 1475 г. была открыта типография в Мантуе. В связи с церковной политикой Франческо Гонзаго, преследующего цель обращения евреев в христианство, существование еврейской типографии в Мантуе стало невозможным. Лишь в  1513 г. там опять основывается еврейская типография  Самуилом Латифом. В 1477 г. в Пезаро и в Ферраре, в 1482 г. в Болонье, в 1483 г. в Сончино, в 1484 г. - в Казале-Маджиоре, в 1486 г. - в Неаполе.
В XVI в.: в Фано, Генуе, Венеции, Пизе, Ортоне, Римини, Трани, Турине, Саббионетте, Кремоне, Риве, Падуе, Киери, Ливорно, Флоренции.
Первая половина XVI в. была «золотой порой» еврейского книгопечатания в Италии, и ведущими мастерами этого дела была до 1526 г. семья Сончино. Новые еврейские типографии, открытые в Мантуе (1513), Риме (1518), Болонье (1537), Турине (1525), выпускали в основном прекрасно оформленные молитвенники, нередко напечатанные на пергаменте. Крупным центром еврейского книгопечатания к XVI-XVII вв. стала Венеция благодаря исключительно высокому качеству изданий печатни Д.Бомберга, у которого корректором был Э.Левита, а печатником с основания еврейской типографии - Исраэль Корнелиус Аделькинд, осуществивший выпуск около 200 книг на иврите, в том числе первые издания обоих Талмудов в 1520-1523 гг. (постраничное расположение текста Вавилонского Талмуда стало стандартным) и Мидраш Рабба (1554). Запрет в 1553 Папой Юлием III Талмуда и связанной с ним раввинистической литературы на некоторое время почти прервал еврейское книгопечатание. В 1554 собрание раввинов в Ферраре постановило, что на еврейских книгах должно иметься печатное одобрение (хаскама) трех раввинов и главы общины. Это должно было предупредить появление еврейских изданий, могущих вызвать новые запреты Ватикана, а также утвердить право издателя и автора на печатание книги (как и лицензия папского нунция). Постановление вызвало резкое недовольство христиан, издававших еврейские книги, но запрет раввинов покупать книги, не имеющие хаскама, заставил их смириться.
В 1563 Папа Пий IV разрешил выпуск раввинистической литературы, исключая Талмуд. Тем не менее, полные или частичные издания Талмуда продолжали выходить, изуродованные церковной цензурой. С 1563 оживилось еврейское книгопечатание  в Венеции, остававшееся главным образам в руках христиан, которые стремились продолжить традицию типографии Бомберга, но место Талмуда заняли религиозно-правовые своды. Выделялись печатни семейств Брагадини (1550-1710) и Ди Гара (1565-1616): у первых печатниками вначале были братья Меир (ум.1575) и Ашер Паренцо, у вторых корректором - Ицхак Гершон из Цфата, а печатником с 1575 также работал А.Паренцо и его семейство. Из печатни Ди Гара вышли первое издание правового свода Шулхан Арух (1565) и два последующих, а в 1574 - 1575  -  новое издание Яд ха-хазака Маймонида с комментариями «Кесеф Мишне» И.Каро. В 1579-1600 обе печатни работали сообща. Среди других еврейских печатен, действовавших в Италии второй половины XVI в. (с 1551 в Ферраре и Сабионете, с 1558 в Рива-ди-Тренто) выделялась печатня христианина Винченцо Конти в Кремоне (1556-66), выпустившая около 40 еврейских книг, в том числе прекрасное издание книги Зохар (1559).






© 2007-2017. При копировании материалов с сайта активная текстовая ссылка обязательна.
Домики,вальеры для кошек и собак - изготовление дисконтных пластиковых карт.